НЕСПЕШНЫЕ ПРОГУЛКИ

Дневник краеведа-любителя

fasad

Иду по Никольской улице, вокруг привычная картина. Слева магазин с матрешками и ушанками, справа кофе с собой и бутик модной одежды. Вот китайские туристы фотографируются по очереди то с Лениным, то со Сталиным, а потом все вместе, иногда к ним присоединяется Иван Грозный. А вот темнокожий боярин зазывает в ресторан. Московские будни, ничего особенного. Хотя…

Останавливаюсь перед зданием бывшей Синодальной типографии, и суета вокруг отступает, потому что нельзя не залюбоваться этой красотой. Высокие стрельчатые окна, башенки, ажурный орнамент и конечно же волшебные звери – лев и единорог! В детстве мне казалось, что это дворец из восточных сказок про Шахерезаду и Аладдина, позже узнала, что авторы черпали вдохновение в готической архитектуре, а стиль называется «псевдо-готика». После того, как к внешнему облику приложили руку советские мастера, можно подумать и про эклектику, потому что герб СССР теперь соседствует с символами царской власти и церковными реликвиями. Но, спасибо Интернету, в его недрах можно отыскать старое фото и посмотреть, как было. А потом дать волю воображению и рвануть в прошлое.

was&now

Можно представить, как время начинает понемногу откатываться назад, и оживает лепнина на фасаде, принимая свой изначальный вид. С фронтона исчезает сиротливый кружок советского герба, и всё его пространство заполняет сложная композиция про самодержавные успехи в области просвещения. В середине двуглавый орел, в одной лапе у него пальмовая ветвь, в другой – оливковая , а вокруг можно разглядеть жезл меркурия кадуцей, церковные реликвии и книги – всё это, конечно, раздражало новую власть и подлежало уничтожению. Немного опускаю взгляд, и на пустое место в центре фасада возвращается герб с вензелем Александра I, а лев надевает утерянную корону. Чего еще не хватает? Ага, в пустых круглых нишах над главным входом появляются двуглавые орлы, и вид здания обретает былую гармонию и законченность. Именно так всё и было задумано архитекторами Бакулевым и Мироновским, которые руководили реконструкцией Синодальной типографии в 1811-15 годах. Старое здание печатного двора, выстроенное еще в XVII веке, пришлось полностью разобрать, но в память о нем удалось сохранить и вписать в новый проект резные колонны, льва с единорогом и солнечные часы. Интересно, что уничтожив двуглавых орлов, советские умельцы успокоились и не стали трогать украшения вокруг главного входа, там сохранились церковные символы, несколько масонских кадуцеев и, главное, лев с единорогом! Почему?

И откуда, кстати, взялся единорог? Чаще всего встречается версия о том, что лев символизирует науку, а единорог — память. Но если копнуть глубже, можно наткнуться на удивительные вещи, о которых не рассказывают в школьной программе. Например, что во времена Ивана Грозного единорог считался небесным покровителем государства, его изображение есть на некоторых монетах и на царской печати. Поговаривают, что Иван Васильевич всерьез увлекался астрологией, умел предсказывать будущее и не расставался с жезлом, украшенным настоящим рогом волшебного животного. И после смерти Ивана Грозного, в начале XVII века, лев и единорог ещё имели важное значение как символ величия царской власти. Если очень внимательно присмотреться к декоративному поясу под курантами на Спасской башне московского кремля, видно расставленные по кругу фигурки львов и единорогов. Появились они там примерно в то же время, когда строилось первое каменное здание Печатного двора, при царе Михаиле Федоровиче. Позже православное крыло приближенных к царствующей особе одержало победу над эзотерическим, и единорога постепенно заменили на воина, побеждающего змея. Есть мнение, что именно с тех пор российское государство никак не может достичь желаемого величия. Понимаю, что человек, всерьез изучающий историю, не одобрит содержание этого абзаца, но по-моему факты, приправленные небольшим количеством слухов, домыслов и мистики, выглядят интереснее, живее как-то. Но пойду дальше.

Чтобы продолжить путешествие во времени, нужно найти способ пробраться внутрь здания. Если вы не имеете отношения к Историко-архивному институту или РГГУ, это можно сделать с помощью экскурсовода, который по пути расскажет заодно что-нибудь интересное. В стенах института, как мне показалось, время остановилось в период советского застоя (а куда спешить среди архивов?). Проходим насквозь и попадаем во внутренний дворик, а там — настоящие древнерусские палаты! Воображение включается с новой силой, и… вжух! – из ХХ века перепрыгиваю сразу куда-то в XVI. Голос экскурсовода становится всё тише, его заглушают лошадиное ржание, стук колес, крики возничих, стук молотков – здание Печатного двора почти готово, и мускулистые послушники помогают Ивану Федорову заносить в дом мебель и запчасти для будущего печатного станка, а вот и сам Иван Грозный в сопровождении верных опричников пришел проверить, как идет работа…

теремок1

«Стоп-стоп-стоп! – просыпается вдруг голос разума, – То, первое здание, где был напечатан Апостол, выглядело совсем не так, от него, возможно, остался только полуподвал, но и это не точно! А здесь располагалась Правильная палата, то есть корректорская, построенная через сто лет после Федорова, к концу XVII века, но она выглядела гораздо скромнее. Вид сказочного терема её здание приобрело только в середине XIX века, после капитальной реконструкции.» Жаль, конечно… но в бурном XVII веке здесь тоже было интересно!

Никольская улица стала интеллектуальным центром Российского государства. В типографии создавались в большом количестве церковные и учебные книги, здесь же в многочисленных книжных магазинах и лавочках они продавались и отсюда отправлялись по всей России, в самые дальние её уголки. И именно Печатный двор и его Правильная палата сыграли ключевую роль в расколе русской православной церкви. Получив контроль над типографией, патриарх Никон сумел внести правки в церковные тексты, что послужило сильным аргументом в победе нового обряда над старым. Над «книжной справой» трудились самые образованные и ответственные служители церкви. Так и вижу, как в полутемной комнате со сводчатым потолком, при свете свечей, бородатые справщики в монашеской одежде с утра до вечера сравнивают тексты в толстенных книгах, что-то вычеркивают, исправляют, тишина и поскрипывание перышек. А вот в комнату стремительно входит высокий старик в патриаршем облачении, с его появлением становится еще тише. Проверив несколько готовых к печати текстов, Никон остается доволен работой и также стремительно покидает помещение. Где-то на улице слышатся крики и проклятия старообрядцев, которых тащат в царские застенки, плачут женщины и дети… А стоило ли оно того?

1window

О необходимости церковной реформы ученые спорят и сейчас, но делу просвещения и развитию книгопечатания она пошла на пользу. Во-первых, исправленные книги рассылались по всем храмам и монастырям, а с ними и учебная литература. Во-вторых, специально для справщиков была организована библиотека, которая стараниями государства и добровольных жертвователей за несколько десятилетий обзавелась внушительным собранием книг на разных языках и на самые разные темы. Так что студенты Славяно-греко-латинской Академии, находившейся в соседнем здании, были здесь частыми гостями, и какой-нибудь старый кусочек стены может помнить Михаила Ломоносова, Антиоха Кантемира или Василия Баженова, приходивших сюда за книгами… Может быть и нет, но хочется так думать. А что же было дальше?

печь

Когда столица переехала в Петербург, Печатный двор полностью передали в ведение церкви и он стал Синодальной типографией. В начале XIX века, сразу после войны 1812 года, перестроили здание типографии, а в середине дошли руки и до Правильной палаты. Архитектор Николай Артлебен, которому поручили реконструкцию, родился во Владимире и посвятил всю жизнь изучению древнерусской архитектуры, которая окружала его с детства. Здание преобразилось: появилась резная парадная лестница и нарядные наличники, внутри узорчатая роспись, в углу – яркие изразцовые печи. Получился настоящий древнерусский терем, или Теремок, как его ласково называют с тех пор. В здании Правильной палаты осталась библиотека и появился музей книгопечатания. Интеллектуальная жизнь продолжалась, но уже более размеренно, без надрыва. Пока не случилась революция.

роспись

После 1917 года Синодальную типографию закрыли и какое-то время использовали как хранилище архивных документов, а с 1930 здесь расположился Историко-архивный институт. Поток знаний изменил направление, раньше здесь они обретали физическое воплощение и отсюда разлетались по всей стране, теперь же – собирались и прятались от посторонних глаз. Изучение архивов проходило под присмотром КГБ, что не мешало взращивать прекрасных архивариусов и историков. Были и танцы, и капустники, и выезды на картошку – нормальная студенческая жизнь, которая не прекращалась даже во время Великой отечественной, только мальчиков среди студентов почти не было. В Теремке проходили занятия, там же было общежитие, столовая и даже спортивный зал, первокурсников в первый день учебы обязательно водили туда на экскурсию. А потом наступила Перестройка и развалился Советский Союз.

Created with GIMP

Историко-архивный институт вошел в состав РГГУ. Денег на гуманитарные науки у государства не было, выкручивались как могли. Пришлось сдать Теремок в аренду, и несколько десятилетий студенты могли любоваться им только снаружи. Годы нашествия арендаторов не лучшим образом отразились на внешнем виде здания, и теперь он выглядит ровесником своего исторического подвала, сохранившегося со времен Ивана Федорова. Но к всеобщей радости около года назад, после долгих судебных разбирательств, Теремок вернулся во владение института, сейчас он приходит в себя и готовится к реставрации. Все интересующиеся могут придти на экскурсию, как следует его рассмотреть, сфотографировать и даже нарисовать. Надеюсь, что теперь его ждет только счастливое научно-просветительское будущее. А мне пора вернуться в шумную, суетливую Москву XXI века. Интересно, какой она будет лет через 300?

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 3.0 Непортированная

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: